«Молодая Арктика 2017» – далекая и близкая – наша Российская


«- Знать своё Отечество во всех его пределах»,  - 

такой завет оставил потомкам «Нестор» российской этнографии 

Степан Петрович Крашенинников в XVII веке… 

А знаем ли мы своё Отечество в начале 21 века… 

 

… из фильма Альберта Самойлова «Экспедиция на край земли»

 Второй год подряд подводит свои итоги Международный молодежный фестиваль народного творчества и мультимедиа «Молодая Арктика», ставший точным ориентиром осознанного и бережного отношения к культуре и жизни северных народов, привлекающий внимание к природе и экологии этих еще мало нам знакомых мест. Этот фестиваль, зовет заглянуть в будущее нашей обширной и богатой территории – в Российскую Арктику, и возможно, что-то сделать полезное и хорошее вместе. Таким задачам соответствовала обширная программа с фотовыставкой «Заповедная Арктика», фотовыставкой «Свадьбы народов Севера России», выставки народно-прикладного искусства народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, художественные мастерские по изготовлению народного сувенира «Арктическое чудо» - особой социально-гуманитарной коммуникацией стала конкурсная программа документального кино «Молодая Арктика».

 Можно считать закономерным для такой знаковой, имеющей все возможности к развитию темы, авторитетный состав руководства фестивалем. Почетным Президентом фестиваля стал Артур Николаевич Чилингаров - известный советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский учёный - океанолог, государственный и политический деятель. Президентом фестиваля - Григорий Петрович Ледков, являющийся Президентом Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, депутатом Государственной Думы РФ, а Вице-президентом фестиваля выступила Нина Глебовна Вейсалова, являющаяся Вице- президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Продюсер и художественный руководитель фестиваля «Молодая Арктика» - Виктория Борисовна Лукина, Президент Ассоциации деятелей культуры для поддержки и развития талантливой молодежи, член Русского Географического Общества, член Союза Журналистов РФ, Член Союза Кинематографистов РФ.

 Не случайным стало и партнерство этого фестиваля с мощнейшим культурно-выставочным Общероссийским фестивалем «Первозданная Россия», дающим море возможностей знакомиться со всем живым, лучшим и прекрасным в нашей стране, максимально приближая нас к природе, её обитателям и условиям жизни в живой природе. Здесь многие познакомились там с северными отечественными культурами,  культурами Сибири и Дальнего Востока, впервые для себя открывая вольные просторы и ветры, проявления стихии и человеческой красоты через танец, музыку и непередаваемый колорит народного костюма. И всегда это становилось глотком свежего, многими уже утерянного, но того самого важного, что корневым образом объединяет людей как братьев и сестер через стихии и испытания. Немалую роль на «Первозданной России» имеет и кинопрограмма - ведь естьмногое, что действительно можно высветить, заметить и приблизить, рассматривая только через кинодокументальное прочтение и выражение.

Документальное жюри конкурсной кинопрограммы «Молодой Арктики» получилось очень интересное и разнообразное, это важно для более точного приближения ни только к профессиональному кино-взгляду, но и к живому зрительскому мнению, поэтому разные компетенции в общем конкурсном пространстве всем на пользу. Возглавил жюри Алексей Вахрушев - российский режиссёр, сценарист, продюсер, научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, член Союза кинематографистов и Гильдии кинорежиссёров России, постоянный автор видеожурнала «National Geographic». Вошла в жюри актриса, режиссер Чейнеш Байтушкина - исполнительница алтайского горлового пения – кай, победитель и лауреат многих мировых конкурсов, которая играет на народных инструментах; топшуур- двух струнном щипковом инструменте, комусе - варган, шоор-флейте. Важной частью жюри стал Автандил Цуладзе - кандидат политических наук, журналист, преподаватель факультета международной журналистики МГИМО. От печатной и интернет медиа индустрии туристического направления жюри представил Олег Злобин - член союза журналистов РФ, заместитель главного редактора журнала "Отдых в России". Серьезности, юмора и философии добавил команде жюри Александр Дьяков - художник-карикатурист, лауреат международных конкурсов карикатур в Японии, Италии, Турции, Германии, Бельгии и России, в его активе более 5000 карикатур, рисунки публиковались во всех крупных российских изданиях. От образовательного туристического сообщества работу жюри разделила Людмила Згонник - Доктор экономических наук, директор Института туризма и гостеприимства (г.Москва) (филиал) ФГБОУ ВО "Российский государственного университета туризма и сервиса". Также работал в кино-жюри фестиваля «Молодая Арктика» медиа-менеджер Станислав Ананьев - географ, путешественник, рекламный продюсер, автор развлекательных проектов для детей и подростков, продюсер научно-популярного и документального кино.

 Кинопрограмма названиями работ и географией говорит сама за себя. Не возможно не напомнить о известной киноработе, ставшей легендарной и желаемой для показа на многих фестивалях «Книга тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне» Алексея Вахрушева Председателя жюри - встреча с автором этого фильма проходила и зимой на «Первозданной России», этот фильм был в летней программе встреч и мастер-классов на «Молодой Арктике 2017», вне конкурса. Профессиональным жюри было награждено семь фильмов, а один фильм отмечен призом «Зрительских симпатий»: «Териберка. LIVE», Россия, режиссер, автор сценария Юлия Варенцова - снят на гранд фонда развития малых территорий Общественной Палаты Российской Федерации «Перспектива». Авторы верят, что известные и креативные представители столичного малого и среднего бизнеса, в том числе ресторанного и гостиничного, событийного и досугового, смогут вдохнуть знакомую и привычную им жизнь в тихий заполярный приморский поселок, поэтому не один год туда стягивают силы с одноименный фестивалем.  «Териберка.LIVE» - фактически Териберка на новый лад, но что-то так близко и дорого жителям в родном неспешном и не сверкающем укладе. Так кто кого, а может наконец вместе - за потоками оптимизма простые коренные жители этих мест выглядят все более живыми и понятными зрителю, ведь не смотря на трудности, они родились, трудились и будут жить здесь...

 Фильм «Веду я лодку» Павла Зеленова, награжденный Профессиональным жюри Призом «За северный характер», представил сам герой, сильный человек Андрей Зеленов брат режиссера, соавтор фильма и его герой – человек, который делает доступным даже очень трудное, он умеет слушать и умеет мечтать, умеет достигать цели в конце-то концов, он все сможет, хоть хочет для себя и других все время большего, пусть коляска это его постоянный транспорт и средство передвижения, но он точно знает, что сумеет управлять снегоходом, как смог управлять квадроциклом. Уверен, что он и его друзья справятся с настоящим арктическим путешествием… Он и так живет за полярным кругом, в самом большом в мире заполярном городе Мурманске, там он получил высшее образование, в Москве мечтает еще об одном, чтобы могло объединять людей - это конечно культура, а дальше пока секрет, но в любом случае пожелаем удачи, и пусть все сбудется - у кого как не у него, ведь с кого-то надо всем брать пример. Многим хотелось поговорить с Андреем, и мы все говорили и говорили, а после пришел маленький музыкант и композитор, и все несказанное выразил в клавишах и нотах – и такое бывает на «Молодой Арктике 2017»!

 Необычным бывает общение на закрытии фестиваля, особенно если оно проходит в камерной, можно сказать салонной и теплой обстановке Гостиного двора - Артур Чилингаров от души поддерживает авторов и работы, гарантирует всяческую поддержку, приглашает режиссера Рушанну Киселёву показать её фильм «Норильск», получивший Приз «За раскрытие экологической темы», депутатам в Государственной Думе Российской Федерации, весело и осторожно интересуется: «Вы там не слишком ругаетесь?» - бывает такое в кино, очень документально. Рушанна смеётся в ответ: «Нет, не очень. Есть и без этого…» В интервью она рассказывает, что очень была рада знакомству с простыми людьми, и уверена, что чем хуже человеку, то тем человек лучше. Профессиональное жюри наградило Призом «За высокий изобразительный уровень» фильм «Поморские жонки» компании «АТК-Студио» продюсера Александра Тютрюмова режиссера Анны Каториной – это рассказ о том как люди умеют ждать веками, ведь поморы ведут свой промысловый образ жизни из века в век в тяжелых и рискованных стихийных условиях, и вряд ли согласились бы на что-то всю эту северную стихийную суровость променять, хоть Белое море отдавая дары, забирает и жертвы. Чего и кого  ждут  верные спутницы мужей-поморов на Онежском полуострове у самого Белого моря…

 Приз «За популяризацию духовной культуры и истории родного края» получил фильм «Карта легенд Республики Коми» режиссера Никиты Белорусова. Фильм снят в виде зарисовок путешественников и рассказывает о легендах, бытующих в различных уголках Республики Коми, авторы старались находить новые технологичные решения съёмки и современные способы подачи материала, при планировании съёмок старались находить такие места, куда сможет добраться не только команда студентов, но и любой, кто готов сменить лежание на пляже на исследование своей страны. Команда фильма, собранного из нескольких историй, загадочных мест и повествовательных частей, состояла в значительной степени из студентов различных ВУЗов, в том числе творческих - продюсером выступила мама режиссера Светлана Белорусова, она и приняла приз. Как помощник Представителя в Совете Федерации от республики Коми, члена комитета по науке и образованию Маркова Валерия Петровича Светлана Ивановна Белорусова обратилась с подарком к герою и соавтору фильма «Веду я лодку»: вручив ему «билет на балет». К поздравлениям Андрея присоединилась и Социальная палата города Москвы.

 Главный Приз Профессионального жюри был вручен дважды за фильм «Озеро» режиссера Дарьи Блохиной, она оказалась во время фестиваля в местах проведения съёмок фильма, в Мурманской области. Первый раз про фильм и работу над ним рассказала подруга Дарьи, хорошо знающая те места биолог. Но чуть позже прибыл из Санкт-Петербурга, где недавно училась режиссер, ее мастер, заведующий кафедры операторского мастерства Санкт-Петербургского института Кино и Телевидения Николай Волков, он был рад за молодого талантливого самостоятельного режиссера, и как мастеру, ему не первый раз довелось выручать ее, принимая призы за хорошие номинации и места,  эта роль ему лично знакома, как мастеру отмеченному за свои многонагражденные работы, в том числе на арктическую тему, например за его фильм «Полярники». Что может быть лучше, оказаться в отличной компании и доброжелательной рабочей атмосфере, увидеть результат своей работы, ведь для того и мастер, чтобы ученики уверенно шли своими дорогами, а большой белый призовой арктический медведь «Молодой Арктики» будет хорошим помощником в будущем. Что делают герои фильма «Озеро» Дарьи Блохиной - они живут, возят саночки, разжигают в чуме огонь, следят за оленями, косят косой на дне озера морскую траву и собирают её в лодку. Она, героиня фильма, на все время все снимает на камеру, и себя, а он иногда держит её камеру криво. …Только бы не переезжать в город, там на них двоих нападает тяжесть памяти и потери самого дорогого, только бы не вспоминать - поэтому им чум, огонь и олени лучше…

 В противоположную Арктическую точку России отправляет нас автор с полуострова Таймыр, получивший со своей киноработой Приз «За культурно-просветительскную деятельность», фильм «Уроки тухардских ненцев», режиссер, оператор Сергей Кашов.  «Пока жива культура и традиционные промыслы, ремесла, жив и сам народ», - сказал Член Молодежного совета Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района «Ассоциации коренных и малочисленных народов Таймыра Красноярского края» Сергей Кашов. По его мнению, промыслы и ремесла малочисленных народов необходимо всячески поддерживать, в частности, создавать цеха, занимающиеся резьбой по кости, выделкой, а также пошивом национальных одежд. Жизнь северных народов для многих знакома не больше чем сказка - мудрые и философские народные легенды «намек – добрым молодцам урок» - не новый ли это источник чистой жизни в наше очень технологичное и бегущее время. Жизнь современная подает вопросы важные для анализа, исследования и решения: где баланс цивилизации и сохранения коренной культуры, что первично для человека, сохранение коренного образа жизни или современный цивилизационный рост, что выбирать, природный образ жизни или формировать условия для своих народов, давая возможность в лучшем образовании, но как при этом детей не отрывать от семьи и векового уклада. Множество вопросов решается, когда человек берется за них бережно, четко, прицельно – справиться должны, другого не дано.

 Многие вопросы общие, как довелось об этом говорить на Ассамблее народов России в Нижнем Новгороде осенью 2016 года, это вопросы правоприменения и ответственности за недобросовестное исполнение законов, оперативность реагирования локального без извечной апелляции к «государству», за такими посылами всегда есть ФИО и должность, это ряд вопросов природоохраны и природопользования, так же и повсеместный баланс заповедных территорий и интересов и традиций местного населения, с учетом их природного и естественного жизнеобеспечения и технологии выявления браконьерских именно масштабных нарушений - от чего польза и доход больше для государства, с соответствующей ответственностью должностных лиц, подменяющих борьбу с масштабными хищения системным притеснением семейств и общин КМНСС и ДВ, вызывая тем самым естественные очаги социального недовольства. Не лишнее вспомнить, что их негромким именем и будет называться государство, а должны этим заниматься те, кто четко понимает «государство – это я» в конструктивном и ответственном ключе. Из позитива - Арктика, Сибирь и Дальний Восток нередко имеют очень высокую инсоляцию или полярный день, что в труднодоступных районах делает логичным применение солнечной и ветрогенерации, часто не масштабной, а локальной или комбинированной с дизелем, у отечественного бизнеса и ВПК все это есть, да и во многих местах применяется и будет рост, как и в технологиях связи и экологических наработках. Решения в балансе и пути, поэтому диалог практический, общественный, творческий, бизнес и научный важны, не менее важны чем общее знание, пусть через игру, через событийность или киноэкран.

 Высокая технологичность и патриархальность на Севере впечатляют, Европейской части России, Уральской или Азиатской до самого Таймыра, открытого Семеном Дежневым со своей многонациональной командой, в том числе Фомой Пермяком и Иваном Зыряном (коми-зырянином). Многое сейчас не понять, как вообще можно было пройти, изучить и присоединить «земли Удийские, Обдорские, Сибирския и Северные страны», ведь и в наше время это бесконечные опасности и риск. Гуляя по Кремлю в Москве, можно посмотреть на колокольню Ивана Великого с кратким титулом императора и задуматься над этим, но ответ есть в богатстве народов и культур. Если посетить Государственный Исторический музей на Красной площади дом 1 и рассмотреть гербы со всей страны на расписном растительностью и птицами потолке Парадных сеней – многие народы смогут там найти отражение своей жизни и традиций, в русской изобразительной традиции найти отголоски своего национального мира, конечно с северными народами и народами Дальнего Востока. Это станет хорошей основой для внимательного отношения к людям, населяющим и сейчас наши общие и часто не очень теплые просторы, суровые и дорогие. Про это рассказывает документальное кино, хочется людям видеть кино и о великом, естественно правдивом, на это есть общественный запрос, оставив сложности за кадром.

 На «Молодой Арктике 2017» Приз Профессионального жюри «За художественное отражение социальных проблем коренных народов» фестиваля получил документальный фильм «Экспедиция на край земли», режиссера, автора сценария, оператора Альберта Самойлова «Дальневосточной киностудии» из города Хабаровск - в этой работе и отражение величия истории через простой и настойчивый подвиг исследователя Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока Степана Петровича Крашенинникова, сподвижника и современника Ломоносова М. В., шедшего в экспедицию подготовленным и опытным студентом, а вернувшемся через много лет состоявшимся ученым. Как шел – особый вопрос – и реками и зимниками, чрез Якутск конечно, административную и силовую базу тех лет российского государства, с еще доимператорских времен, не случайно в конце девятнадцатого века в период расцвета научно-практических императорских обществ, в Якутске был открыт филиал императорского РГО. А тогда, Степану Крашенинникову пришлось не просто именно из-за своего трудолюбия, любви к наукам и выносливости. Хоть и сам был не велик ростом и слаб телом, но биологические, географические и этнографические заметки и рисунки его были полны, точны, содержательны и компетентны – а изданные труды доступны, понятны и популярны. Этого касается фильм, начинаясь с истории, как после кораблекрушения его с командой выбросило на берег Камчатки в одной рубашке, но экспедиция состоялась и продлилась много лет - его путем прошли современные ученые Камчатки. Там сейчас живут камчадалы и ительмены, русские и украинцы, много кто. В фильме горизонт заполняют волны, набегающие или накатывающиеся на темный камчатский песок вулканического происхождения, видим низкую стелющуюся сосну стланик, видим извергающиеся вулканы в самом жерле, их Крашенинников называл «горы мечущие огонь», конечно снегом покрытые сопки, и людей, которые утверждают, что лучше для жизни места нет, ищущих ответы на вопросы. 

 Исторический герб Камчатки и сейчас красуется на сводчатом потолке Государственного Исторического Музея на Красной площади дом 1 в Москве, возможно поэтому удалось там включить в авторскую программу «Документальная киноистория» партнера «Дальневосточной киностудии» Продюсерского центра «Поддержки ХОРОШИХ ИДЕЙ» с темой «История с этнографией» именно этот фильм, так как он из великого прошлого смотрит и заставляет смотреть в будущее. Этот же фильм был включен в аналогичную программу «Первозданной России» и отмечен там. В этом году в год экологии был показан в специальной партнерской программе на широком экране на экологическом Всероссийском фестивале в Санкт-Петербурге, на площади Александра Невского напротив Александро-Невской Лавры, где покоится С. П. Крашенинников - в фильме сам режиссер Альберт Самойлов кладет к его скромной стеле цветы. Ученому, выходцу из бедной семьи из Москвы, чей труд «Описание земли Камчатки» читали во всех светских салонах и образованных домах, а сейчас его читают камчадалы и ительмены, и другие народы на Камчатке, на продуваемой ветрами суровой и темной песчаной южной косе. Современные на вид люди утверждают, что им «надо есть медведя», «ловить рыбу и самим поймать себе утку», смеются над тем что можно есть колбасу и все продукты завозить с материка, и еще они предполагают, что не многие догадываются, где вообще находится Камчатка, хоть там есть что посмотреть и история ее велика, и стоит вообще чаще заглядывать в карту, или даже выезжать в самую даль страны. Тогда и Арктика не покажется дальней, хоть от Мурманска и Архангельска – она наша. Остается интересными способами будь то с помощью мультиков и мульт-мастерклассов, хоть с помощью кино, музейного и библиотечного пространства, совместно с основным и дополнительным образованием, событийной и конференц-форумной деятельностью, качественным подбором тематических и исключительно рукопожатных партнерств раскрашивать белые пятна в сознании, возобновляя богатые ландшафты географии с историей, через нее очень креативно видно будущее, в том числе экономическое чудо. «Молодой Арктике 2017» со всем оргкомитетом и жюри, а также партнерами - развития, процветания и успехов.

 Источник:
http://planet-today.ru/novosti/kultura/item/72575-molodaya-arktika-2017-dalekaya-i-blizkaya-nasha-rossijskaya 

Ассоциированные медиафайлы:

 
Москва, Гостиничная улица, д.9А
Тел. +7 495 482 23 06
Тел. +7 495 482 28 82
E-mail: [javascript protected email address]