События
28 декабря 2024 г., Москва
Дорогие аргонавты и участники ООД «За сбережение народа»!Поздравляю вас с наступающим Новым Годом.С самого детства нас учили ждать чуда в этот праздничный день. И мы передаем эту традицию нашим детям ...
11 декабря 2024 г., Тамбов
В Тамбовской городской Думе вручили благодарности волонтёрам, которые помогают нашим бойцам на СВО. Церемонию приурочили к Дню волонтёра. “На самом деле, в нашей стране всегда так было: когда наступала сложная ...
6 декабря 2024 г., Москва
В Москве подвели итоги уже 19-го международного конкурса «Национальная литературная премия Золотое перо Руси-2024».   Председатель Правления ООД «За сбережение народа» А. Б. Красильников удостоен почетной награды – медали «За ...
6 декабря 2024 г., Москва
«В чем суть жизни? Служить другим и делать добро». Это слова древнегреческого философа Аристотеля. Это – истина, которая проходит через века. И вроде бы, что может быть проще, чем творить ...
5 декабря 2024 г., Тамбов

В Тамбовской городской Думе прошла торжественная церемония чествования тамбовских добровольцев. 39 тамбовчан награждены благодарностью главы муниципального образования – председателя Тамбовской городской Думы. Мероприятие было приурочено ко Дню добровольца (волонтера), который отмечается в России 5 декабря.

4 декабря 2024 г., Москва
ООД «За сбережение народа» исполнилось 15 лет! Эту дату отметили в сентябре в конференц-зале отеля «Санкт-Петербург». Движение с момента своего основания в 2009 году поставило перед собой важнейшую задачу — ...
3 декабря 2024 г., Тамбов
Гуманитарный груз собрали за три дня. Сделать это оперативно помогли группы в соцсетях и мессенджерах.  Жители Гавриловского округа в очередной раз объединились в общем благом деле помощи бойцам специальной военной ...
15 октября 2024 г., Новосибирск
Очередная "буханка" для нужд СВО была приобретена благодаря совместным усилиям добровольцев и прихожан одного из православных храмов Новосибирска. Эта инициатива стала результатом сплоченной работы и взаимопомощи, продемонстрировавшей высокую степень единства ...
28 сентября 2024 г., Москва
Приглашаю на столетие... Столетие Победы!Мария Рохлина: Участник Великой Отечественной войны, санинструктор, санитарный врач Мария Рохлина отмечает поистине знаменательную дату – вековой юбилей! 100 лет – это целая эпоха, длинный, трудный ...
18 сентября 2024 г., Москва
  18 сентбря состоялась прямая трансляция презентации книги "Русский космизм" на канале Культура."Книга Александры Очировой открывает двери в необыкновенный мир, где переплетаются философия, искусство и поэзия. Эта книга представляет собой значительный вклад ...
Архив

Что случилось со знаменитыми продуктами из нашего детства. Сергей Колесников для "АиФ"

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 01/10/2014

Есть производители, которые стараются сохранить не только название и фирменную этикетку, но и вкус.
Есть производители, которые стараются сохранить не только название и фирменную этикетку, но и вкус. 
Как изменились знаменитые отечественные продукты-бренды? Можно ли найти в отечественных магазинах «тот самый вкус», что все помнят с детства?
 

Те, кто за годы продуктового изобилия привык к замор­ским деликатесам, теперь переживают, что из-за санкций с прилавков пропадут многие импортные продукты. Стоит ли так уж сильно горевать по этому поводу? К счастью, у нас хватает и отличных отечественных, главное - уметь их разглядеть и сделать правильный выбор, не поддаваясь на уловки громких рекламных кампаний. А эксперты «АиФ» подскажут, на что нужно обращать внимание в первую очередь.

Во времена нашего детства еда была и вкуснее, и качественнее. Неудивительно, что покупатели до сих пор ищут на прилавках продукты с советской символикой и даже готовы переплачивать за «тот самый вкус».

Опросы подтверждают: 93% покупателей нравятся отечественные продукты, большая часть из них предпочитает продуктовые товары «родом из детства». Причём ностальгическими воспоминаниями при выборе руководствуются лишь 5%. Остальные уверены, что до сих пор советское - лучшее… 

Так ли это? «Качественного импортного продовольствия на российских прилавках крайне мало и оно очень дорого, - рассказывает Александр Корчагин, руководитель Роспатента (с 1996 по 2007 г.). - В основном на прилавках мы видим импорт-ные продукты низкой и средней ценовых категорий соот­ветствующего качества. Российские продукты, не испорченные высокими технологиями, на их фоне дейст­вительно выигрывают». 

Тот самый вкус? 

Однако справедливости ради нужно заметить, что вкус у продуктов «старых» марок уже не тот, что был во времена нашего детства.  «Во времена СССР конфеты, колбасу и сыры с одним и тем же названием производили разные предприятия по всей стране - исключительное право использовать название (товарный знак) тогда принадлежало не конкретному предприятию, а государству, - поясняет Александр Корчагин. - Абсолютное сходство продуктов, производимых в разных местах, обеспечивали единые и строго обязательные для всех государст­венные стандарты (ГОСТы). Вкус тех самых - произведённых по ГОСТам - продуктов до сих пор и помнят люди старшего поколения». 

После 1992 г. страна шагнула в другую систему правоотношений. Выпускать продукцию под прежним названием теперь могли только те предприятия, которые зарегистрировали  товарный знак на своё имя в Госпатенте. Но выпуск продукции с тем самым вкусом оказался под силу немногим. В 1992 г. в одночасье рухнули и система поставок сырья и ингредиентов, и отлаженные схемы сбыта продукции. Для производства даже привычных продуктов по­требовались новые технологии с использованием нового сырья и консервантов - стабилизаторов, в которых раньше не было необходимости (во времена продовольственного дефицита любой товар тут же сметали с полок). 

«Также выяснилось, что приобретение права на использование товарного знака не обременяется необходимостью точного соблюдения старой рецептуры, - поясняет Александр Корчагин. - Производитель оказался вправе существенно изменить рецептуру». 

ГОСТ или ТУ

Что многие и сделали. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить состав продуктов с одним и тем же названием, производимых во времена СССР и сегодня. Технология производ­ства советской сгущёнки по ГОСТу  - цельное натуральное коровье молоко и сахар, выпаренные особым образом. А современная сгущёнка - это сахар, растительный жир (чаще пальмовый), сухое молоко и лактоза. 

Хотя есть производители, которые стараются сохранить не только название и фирменную этикетку, но и вкус. На постсоветском пространстве возникли крупные ассоциации, которые устанавливают определённые правила игры. Например, «сладкие» производители объединились  в холдинг «Объединённые кондитеры», которому принадлежат товарные знаки «Алёнка», «Бабаевский», «Рот Фронт», «Коровка». Предприятия, которые хотят выпускать продукцию с такими названиями, покупают у них лицензию, в которой прописаны требования к качеству. В случае если качество не соответствует громкому имени, лицензия отзывается.  «ГОСТы сегодня - дело добровольное, они рекомендованы, но необязательны к исполнению, - разъясняет Александр Корчагин. - Большинство мелких и средних производителей предпочитают работать по техническим условиям (ТУ), которые утверждаются на предприятии». 

Это упростило жизнь производителям и позволило для снижения себестоимости использовать дешёвое и менее качественное сырьё. Можно ли сегодня «реанимировать» советские продукты? «Секрет «того самого вкуса» - высочайшее качество, - считает Сергей Колесников, академик РАН, сопредседатель движения «За сбережение народа». - Чтобы его добиться, нужно соответствующее качество исходного сырья (мяса, молока, овощей и фруктов), а для этого необходимо возрождать отечественное сельское хозяйство. Второй важный вопрос - контроль за производством. В советское время за отклонение от ГОСТов предусматривалась уголовная ответст­венность. Сегодня нет даже органа, который бы осуществлял постоянный мониторинг производства и контролировал продукцию на соответствие заявленной технологии. На Западе если проверка выявила несоответствие - предприятие закрывают. У нас производитель отделывается копеечным штрафом».

Партнеры
Москва, Гостиничная улица, д.9А
Тел. +7 495 482 23 06
Тел. +7 495 482 28 82
E-mail: [javascript protected email address]