Ольга Красильникова приняла участие в круглом столе Общественной палаты РФ по вопросам детской дорожной смертности
17 ноября 2015 года в Общественной палате РФ прошло обсуждение путей снижения детской дорожной смертности и травматизма, приуроченное к Всемирному Дню памяти жертв ДТП.
Каждый год в России около 500 детей-пассажиров автомобилей погибают, и около 10 000 детей-пассажиров получают травмы. Всего в ДТП ежегодно мы теряем больше 800 детских жизней, больше 20 000 детей травмируются. Общий коэффициент смертности детей в результате ДТП в России в три раза выше, чем в странах ЕС.
«Статистические данные о росте и весе российских детей однозначно указывают на то, что подавляющее большинство наших детей в возрасте до 12 лет должны перевозиться в детских удерживающих устройствах (ДУУ). Того же требует и закон. Травмы, которые дети-пассажиры получают в ДТП, приводят к смерти или серьезным последствиям для здоровья. Необходимо усилить правоприменение требований к использованию ДУУ и ремней безопасности, чтобы снизить тяжесть последствий травм при ДТП», - уверена заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Красильникова.
Тем не менее, анализ действующего законодательства РФ говорит о том, что специальных требований к размещению ребенка в автотранспорте в целом не предусмотрено (за исключением отдельных норм), и такие индивидуальные особенности ребенка, как рост и вес, не представлены в нормах РФ.
С 1 января 2015 года на территории РФ вступили в силу положения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”, реализация требований безопасности которого обеспечивается строгим выполнением Правил ЕЭК ООН 44-04. Эти правила предписывают использование только официально утвержденных детских удерживающих систем и запрет на продажу устройств, не отвечающих стандарту использования в автотранспортных средствах. В новом техрегламенте подробно описаны требования к ДУУ и к расположению ДУУ в автомобиле, расположение ребенка в автомобиле, порядок подтверждения соответствия качества ДУУ, порядок сертификации ДУУ, и т.д.
По словам советника председателя Российского красного кресла Лилии Чибисенковой, РКК провел исследование доступности безопасных детских удерживающих устройств на розничном рынке Российской Федерации в июле-сентябре 2015 года. В ходе исследования было оценено 562 ДУУ в 131 торговой точке в 28 городах РФ.
«Ситуация на розничном рынке ДУУ в России неблагоприятная, поскольку 79,7% всех осмотренных нами ДУУ (и 85,9% ДУУ, выпущенных в 2015 году), реализуемых на российском рынке, не соответствует требованиям правил ЕЭК ООН 44/04. Сертификат соответствия отсутствовал у подавляющего числа ДУУ: в малых городах у 90,5% обследованных ДУУ, в крупных – у 75,4%. Необходимо срочно привести Правила дорожного движения Российской Федерации в соответствие с требованиями техрегламента и Правил ЕЭК ООН №44/04, чтобы вывести с рынка не соответствующую требованиям безопасности продукцию и обеспечить эффективное правоприменение», - говорит Лилия Чибисенкова.
«Сегодня в России действуют международные стандарты безопасности перевозки детей в автомобилях, в частности, требования по применению ДУУ. Чтобы они заработали в полной мере, что позволило бы снизить гибель и травматизм детей при ДТП, необходимо внести ряд изменений в правила дорожного движения (ПДД), исключить из Правил формулировку «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности». Это позволит вывести из оборота весь ассортимент «корректоров», «фиксаторов» и «направляющих лямок». Также нужно регламентировать перевозку детей на переднем сиденье до определенного возраста, и обязательно внести ДУУ в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации», - считает ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук Наталья Летова.
На Круглом столе присутствовало около 30 чел. - представители ГУО БДД (МВД РФ), Росстандарта, Центра по испытаниям и доводке автомототехники (ФГУП НАМИ), Московского автодорожного государственного технического университета (МАДИ), Институт государства и права РАН, Российского Красного Креста, Союза автошкол, Движения без опасности и СМИ.
С позицией РКК полностью согласен представитель НАМИ, который считает необходимым обеспечить присутствие на российском рынке только качественных, сертифицированных ДУУ, маркированных соответствующим образом, снабженных подробной инструкцией на русском языке. НАМИ также предлагает изменить ПДД, Статью 22.9, исключив «иные средства» для перевозки детей до 12 лет.
Участники дикуссии в целом поддержали предложения РКК и по результатам Круглого стола будет составлена Дорожная карта по реализации выявленных проблем, а именно приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и Правилами ЕЭК ООН №44/04, чтобы вывести с рынка не соответствующую требованиям безопасности продукцию.
Позиция ГУО БДД заключается, в том, что в настоящий период времени нецелесообразно вносить изменения в ПДД, в части исключения из содержания ст. 22.9, формулировку «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности». Однако, такое исключение позволит вывести из оборота весь ассортимент «корректоров», «фиксаторов» и «направляющих лямок», которые не отвечают требованиям международной безопасности. Наличие закрытого списка ДУУ в нормах законодательства РФ, позволит лучше контролировать используемые ДУУ на предмет их соответствия Техническому регламенту, в частности их сертификации.
Несмотря на то, что большинство выступавших участников КС поддерживают, что регулирование рынка ДУУ напрямую связано с изменением ПДД, тем не менее, МВД занимает иную позицию, которая вступает в противоречие с положениями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, являющегося международным документом, требования которого должны быть учтены в нормах национального законодательства в полном объеме.
Видеозапись мероприятия на сайте Общественной палаты
Публикации в СМИ:
Агентство городских новостей "Москва"
РИА "Новости"
"Современный предприниматель"
ИА "Все новости" (Нижний Тагил)