В Тамбовской городской Думе прошла торжественная церемония чествования тамбовских добровольцев. 39 тамбовчан награждены благодарностью главы муниципального образования – председателя Тамбовской городской Думы. Мероприятие было приурочено ко Дню добровольца (волонтера), который отмечается в России 5 декабря.
Ольга Красильникова приняла участие в научно-практической конференции в Твери
Ольга Красильникова приняла участие в международной научно-практической конференции «Семейное право и законодательство: политические и социальные ориентиры совершенствования», проходившей в Твери 28-29 октября 2015 г.
Предлагаем вашему вниманию текст выступления Ольги Константиновны на открытии мероприятия.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите поприветствовать вас от имени Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
Мне в особенности приятно было получить приглашение принять участие в нашей международной научно-практической конференции, поскольку я не так давно стала заместителем председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
Полагаю, что именно открытая дискуссия между учеными, практиками и представителями законодательной власти, позволяет погрузиться в наиболее актуальные проблемы семейного законодательства и обсудить пути их наилучшего решения. Мне кажется именно такую задачу и ставили перед собой организации конференции, что нашло отражение в ее названии «Семейное право и законодательство: политические и социальные ориентиры совершенствования».
Хотелось бы поблагодарить заведующую кафедрой гражданского права Тверского государственного университета Ильину Ольгу Юрьевну, по чьей инициативе организована эта конференция. Как я знаю, Комитет очень давно и плодотворно сотрудничает с Ольгой Юрьевной, которая является членом Экспертного совета при Комитете, членом Временной рабочей группы по совершенствованию семейного законодательства при Координационном совете при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.
Как Вы знаете 29 декабря 2015 года исполняется двадцать лет с момента подписания Президентом РФ Б.Ельциным Семейного кодекса Российской Федерации.
То, что за 20 лет с момента принятия Семейного кодекса Российской Федерации изменения в него были внесены всего лишь двадцатью четырьмя Федеральными законами (а это совсем не много по сравнению с другими кодифицированными актами), позволяет нам говорить о том, что на стадии разработки указанного нормативного акта была проделана колоссальная работа, и авторы Семейного кодекса смоги спрогнозировать развитие семейных отношений на многие годы вперед.
Одновременно (и Комитет осознает это) назрела объективная необходимость совершенствования отдельныхположений семейного законодательства с учетом тех экономических, социальных и политических преобразований, изменений отраслевого законодательства, которые произошли в нашей стране с момента принятия Семейного кодекса.
Нельзя не принимать во внимание кардинальные изменения и всей внутригосударственной политики по отношению к семье.
Современная государственная семейная политика направлена на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей (для справки: понимание государственной семейной политики дается в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 года № 1618-р)).
Основополагающим документом, в котором отражается особое отношение государства к семье и детям, является Указ Президента РФ о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Следует обратить внимание на то, что первым пунктом в Плане мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии значится подготовка предложений по совершенствованию именно семейного законодательства Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание, что работа по реформированию семейного законодательства уже начата и Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей принимает в ней активное участие.
В настоящее время Комитет осуществляет работу над 42 проектами федеральных законов. В 13-ти из них предлагается внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации.
Каждый из этих законопроектов заслуживает отдельного внимания, но особый акцент мне бы хотелось сделать на проекте федерального закона
№ 806669-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части устранения правовых пробелов и внутренних противоречий», принятый Государственной Думой в первом чтении 25 сентября 2015 года.
Указанный законопроект был разработан Временной рабочей группой по совершенствованию семейного законодательства при Координационном совете при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, и является первым из пакета законопроектов, разработанных указанной группой в рамках Концепции совершенствования семейного законодательства.
Несмотря на кажущийся технический характер указанного законопроекта, его принятие, безусловно, является актуальным и своевременным. Двадцатилетний опыт применения СК РФ позволил выявить неточности, правовые пробелы и внутренние противоречия указанного нормативного правового акта.
Поправки, содержащиеся в законопроекте, условно можно разделить на четыре группы:
Первая группа. Устраняющие пробелы и внутренние противоречия положений Семейного кодекса Российской Федерации.
Так, например, предлагается уточнить перечень отношений, регулируемых семейным законодательством и включить в него порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы и порядок временного устройства детей, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Вторая группа. Устраняющие противоречия норм СК РФ и норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве одной из поправок авторами законопроекта предлагается заменить в Семейном кодексе словосочетание «установление усыновления» на слово «усыновление», что соответствует положениям ГПК РФ.
Третья группа. Устраняющие отдельные противоречия СК РФ и положений Федерального закона «Об актах гражданского состояния», Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ряде норм Семейного кодекса указывается на то, что к виновным лицам применяются меры, предусмотренные «гражданским процессуальным законодательством». Однако ГПК РФ (в отличие от ГПК РСФСР 1964 года, действовавшего на момент принятия СК РФ) такие меры ответственности не предусмотрены. В настоящее время соответствующие санкции закреплены в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, что учитывается в тексте законопроекта;
В четвертую группу входят иные поправки.
Так, предлагается возложить на органы опеки и попечительства обязанность (а не право как в настоящее время) назначать опекуна ребенку несовершеннолетних родителей, не достигших шестнадцати лет.
Кроме того, предлагается расширить перечень оснований лишения родительских прав, включив в него случаи совершения одним из родителей преступления против жизни или здоровья другого родителя ребенка, поскольку в действующей редакции статьи 69 СК РФ в качестве одного из оснований для лишения родительских прав предусмотрено совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Т.е. в действующей редакции не учитываются случаи совершения преступления против другого родителя ребенка, не являющегося супругом лица, совершившего преступления.
Депутаты-члены Комитета в настоящее время работают над поправками к указанному законопроекту. Мы надеемся, что законопроект будет принят в осеннюю сессию 2015 года.
Безусловно, в работе по совершенствованию семейного законодательства не может быть поставлена точка, и она должна продолжаться с учетом реалий и требований современной государственной политики.
Сейчас разрабатываются два следующих законопроекта, вносящих изменения в Семейный кодекс в части совершенствования общих начал семейного законодательства и в части, касающейся регламентации лишения родительских прав, как крайней меры семейно-правовой ответственности, ограничения в родительских правах и судебного порядка отобрания ребенка.
Надеюсь, что сегодняшняя Конференция будет способствовать конструктивному диалогу, мы услышим не только различные точки зрения, но и новые актуальные предложения, которые в дальнейшем могут быть реализованы в нашей законотворческой деятельности на благо интересов детей и семьи.
Поэтому хотела бы пожелать всем участникам нашей научно-практической конференции продуктивной работы.
Благодарю за внимание.